До Великой Отечественной войны в СССР марганцевую руду добывали в двух районах – в Чиатуре (Грузия) и около Никополя (Украина). В 1942 году, когда Никопольский бассейн оккупировали фашисты, в неслыханно короткий срок были освоены новые месторождения марганцевых руд на Урале: месторождение Полуночное в Ивдельском районе Свердловской области, Файзуллинское и Кусимское в Башкирии.
В 1942 году Кусимовский рудник давал 4тыс. тонн, Полуночный, в 1941 году - 6 035 тонн (в 1943-м уже - 239 000 тонн, в 1944 и 1945 годах - по 260 000 тонн).Без тени аллегорий это был реальный трудовой фронт. В штольнях творился сущий ад. Постоянный туман марганцевой пыли и тусклый цвет лампы - карбидки, где- то руду отбивали стоя по колено в воде. Людей «косил силикоз», также как и на передовой, некоторые рабочие «покидали» забои с диагнозом «смерть». Но, несмотря на героический труд тысяч горняков Башкирии и Среднего Урала, для нужного объёма получения броневой стали и износостойких сплавов этого количества марганцав 1941-1942 годах не хватало. Наши союзники поставлять марганцевую руду отказались.
Ситуация была близка к критической, например на ММК в шихту добавляли детали, сделанные из легированной стали и взятые с запасного оборудования. Поэтому сдача в эксплуатацию Уразовского месторождения марганца стала настоящим спасением. Руда была более богатой, чем кусимовская и брать ее можно было открытым способом, с наименьшими затратами. Уразовский рудник был бесценным подарком природы. В 1942 году на руднике началась интенсивная добыча руды. «Под ружьё» были поставлены все: эвакуированные шахтёры Кривого Рога, кусимовские горняки, жители близлежащих сел — Ураз, Базаргул и др. Кусимовцы пробыли в Уразово самые тяжелые месяцы. Собственно, они и подняли к жизни этот рудник, обучили горняцкому делу многих из оставшихся жителей Уразово и соседних деревень.
По приказу И.В. Сталина со Сталинградского фронта направили на рудник 250 машин. Водители военных полуторок работали сутками без сна. Однажды, в час, отведенный для отгрузки руды, машины не приехали. Забили тревогу на комбинате. В 30 км от Магнитогорска обнаружили заснеженную колонну машин. В кабинах спали шоферы: пятые сутки без смены, они безостановочно возили руду на комбинат. Обессиленных водителей заменили курсанты танкового училища. Через неделю сталинградцы снова ушли в очередной рейс. Под Сталинградом, на Курской Дуге и вплоть до победного мая 1945 года наши ИСы и тридцать четвёрки, одетые в уральскую броню, встречали фашистские «тигры» и «пантеры» во всеоружии - горняки и металлурги свою задачу выполнили на совесть.
С 1943 года, центр марганцевой добычи стал перемещаться обратно в освобождённые районы Украины и криворожцы уехали домой. Спустя много лет в одном из писем горняки напишут: «…прошло много лет: Кривбасс вновь занял место на правом фланге советской металлургии. Выросло новое поколение рабочих и специалистов, работающих на рудниках. А мы, ушедшие в отставку, все с той же благодарностью рассказываем своим сыновьям и внукам о школе, которую прошли в Башкирии. Вечный поклон ее людям!».
Корнеева Виктория, г. Учалы