ЧКАЛОВ – ТЫЛОВОЙ РУБЕЖ ОРЕНБУРЖЬЯ!

ЧКАЛОВ – ТЫЛОВОЙ РУБЕЖ ОРЕНБУРЖЬЯ!

30.04.2020

Оренбург, называвшийся тогда Чкаловом, оказался в глубоком тылу. Война не могла достать город снарядами самых дальнобойных своих орудий. Но сюда хлынули беженцы — женщины, дети, старики. По плану ГКО в город были направлены десятки эвакуированных заводов, фабрик, учреждений. Всё для фронта, всё, всё для Победы! Сейчас трудно даже себе представить, каким насущным, каким трепетным, каким могучим для людей того времени стал этот простой лозунг-призыв.

Город переживал не только трудные, а чрезвычайно трудные времена. Прибывали станки, оборудование заводов, фабрик, предприятий. А с ними инженеры, техники, высококвалифицированные рабочие. Огромная организаторская работа легла на плечи областного и городского комитетов коммунистической партии, местных властей всех уровней. К осени 41-го в областной центр привезли оборудование Великолукского, Воронежского и Ворошиловградского паровозоремонтных заводов. Часть из них перепрофилировали на производство танков, боеприпасов, снарядов для «катюш». Кроме 19 заводов, фабрик и артелей, в Чкалов переведены 25 предприятий легкой и пищевой промышленности. На основе 4-х московских фабрик, создан шёлкоткацкий комбинат, ставший базой для производства парашютов. Понимая важность и ответственность за судьбу страны, рабочие проводили в цехах по 18-20 часов, «перекрывали» плановые задания. В тылу, как на фронте, люди работали на износ. И не потому, что законы военного времени были суровыми – они просто не могли и не умели иначе: общее горе, общая боль и общие цели – объединили всех!

Благодаря героическому труду рабочих Оренбуржье совершило в годы Великой Отечественной войны гигантский промышленный скачок. К сентябрю 1943 года объем валовой продукции промышленности области увеличился с начала войны более чем в 4 раза, в металлообрабатывающей и машиностроительной- в 125 раз, станкостроительной - в 26 раз, добыча нефти возросла в 8,7 раза.

Бок о бок с токарями, металлургами, швеями трудилась творческая интеллигенция. В это время в Чкалове жили и работали известный литературовед Н.Е. Прянишников, «Бах» советской песни композитор Василий Соловьёв-Седой, художник Кудашев, виолончелисты отец и сын Ростроповичи. Старший Ростропович, Леопольд Витольдович, умер 31 июля 1942 года. Он завещал сыну не продавать рояль и виолончель, несмотря ни на какие трудности.

Каждый вечер и оренбуржцы, и эвакуированные спешили на представления Ленинградского государственного академического Малого театра оперы и балета, находя в них отдушину и спасение от переживаний за судьбу своих близких, воюющих на фронте. Ян Френкель, автор «Журавлей» и «Русского поля», бывший в те годы курсантом военного училища, вспоминал, как в редкие минуты увольнения стремился попасть на спектакль или концерт.

В июле 1941 года весь Чкалов принял участие в подготовке к приёму раненых. А позднее чкаловцы массово участвовали в шефстве над госпиталями (мыли окна, полы, белили, красили и ремонтировали), делились постельными принадлежностями, деньгами, запасами мыла, золой, из которой делали щёлок для стирки. Рабочие, служащие города передали на обустройство госпиталей 50 тысяч рублей, отработали на городских воскресниках 1500 рабочих дней. За четыре года в госпитали Чкалова поступило 28 095 раненых и больных, из них только так называемых носилочных 17 000.

Говоря современным языком, подлинным высоко технологичным центром по лечению и возвращению в строй раненых, стал эвакуированный в город Харьковский медицинский институт. Его врачи создавали новые методы лечения и эффективно внедряли в лечебную, хирургическую практику множество ноу-хау медицинской науки 40-х годов. Особенно это касалось травматологии с её возросшими объёмами. Патриотический размах приобрело донорское движение. В годы войны знака «Почётный донор СССР» удостоено более 4000 чкаловцев. Ни одна армия мира не имела столь высокого процента возвращения в строй больных и раненых, как Красная армия. Раненые были безмерно благодарны за такое внимание врачей и жителей Чкалова. Один из них написал им письмо: «Дорогие товарищи! Мы, больные бойцы и командиры Рабоче-Крестьянской Красной Армии эвакогоспиталя № 1657 одиннадцатой палаты, глубоко тронуты вашей заботой о нас. Мы заверяем вас, что по выздоровлению с гордостью вернемся в ряды Красной Армии и вместе со всем народом на фронте и в тылу завершим победу над фашизмом».

Подготовил Фаниль Хамидулин, г. Оренбург (Чкалов) студент группы А-18101
по материалам интернет порталов:
Яндекс Дзен
Город Оренбург. Официальный портал
Журнал livejournal





Возврат к списку